Мотовиловка

 

 


 

Переводчик онлайн
Бесплатная отправка SMS/MMS.


Новости

02:03

Западнорусизм как фактор единения

Владислав ГУЛЕВИЧ 

Духовно-политическое течение западнорусизма, оставившее впечатляющий след в общерусской историографии, становится сегодня вновь востребованным, особенно с учётом тревожных симптомов, проявляющихся в политике моноэтничности, которой придерживаются официальные власти в славянских республиках бывшего СССР. 
Западнорусизм есть научно-политическое и культурно-идеологическое направление интеллектуальной мысли, охватывающей белорусские и украинские земли, согласно которой белорусы – это самобытная западная ветвь русского народа. Соответственно, малороссы (украинцы) – юго-западная часть общерусского племени. Наиболее полно западнорусское интеллектуальное течение проявило себя на белорусской земле, поэтому именно Белоруссию принято считать колыбелью западноруссизма, на ниве которого долгие годы трудились такие известные науке личности, как Е. Карский, М. Коялович, П. Жукович, К. Харлампович. Но сужать потенциал западнорусизма, ограничиваясь только географическими рамками Белоруссии, означало бы погрешить против истины.
 
Во-первых, в дореволюционной Малороссии русофильские настроения были очень сильны, существовала целая сеть русофильских патриотических организаций, которые отличились на ниве западнорусизма и состояли из этнических малороссов. Идеолог украинского национализма, Дмитрий Донцов сокрушённо писал, что на одном из официальных мероприятий из уст украинцев прозвучали слова обиды на российское правительство, которое «в 1905 г. в официальном акте причислило » («Діло», 9/II, 12 г.).украинцев, т.е. третью часть русского племени, к инородцам
 
До конца XIX в. народ Малороссии толком не знал, что это такое – украинцы. В мемуарах основоположника украинского территориализма Вацлава Липинского (этнического поляка) можно прочесть, как он в своём имении на Волыни вопрошал у своих крестьян: «Кто вы?». Мужики простодушно отвечали: «Мужики мы». На что Липинский им говорил: «Запомните, вы – не мужики. Вы – украинцы!».
 
В воспоминаниях польского полковника Чеслава Мончинского, участника обороны Львова в 1918 г., можно прочесть следующее: «…был слеплен во второй половине ХІХ в. отдельный народ. Правда, у народа этого не было своего литературного языка, и он не знал ещё, как себя называть, к какому государству и к какой национальной общности присоединиться, но зато считал себя уже народом. Здесь, на месте называясь и нами называемый русинами, народ этот вначале считал себя – в умах своих поводырей - обломком русских. Из-за связей с москалями обломок этот превращался во всё более небезопасное дело, поэтому при серьёзной помощи некоторых польских движений принялись создавать и поддерживать тех, кто доказывал отдельность этого народа, а не считал себя, как сначала, обломком великороссов. Долгое время их ещё называли рускими (с одним «с») или русинами. Но в конце ХІХ в. неожиданно этот народ обнаружил своё имя, которое не знала история этой земли. Имя это – Украина и украинцы, имело польскую этимологию. Для них были учреждены особые школы, куда силком гнали греко-католическую молодёжь…». (“Powstawanie narodowości ukraińskiej wg płk. Czesława Mączyńskiego” Kresy.pl 23.01.2012).
 
Во-вторых, на западно-украинских землях в XVIII-XIX вв., как реакция на подавление русского самосознания властями Польши и Австро-Венгрии, полноводной рекой бурлило карпато-русское течение (галицкое русофильство), полный аналог белорусского западнорусизма. Особенный толчок для развития культурного русофильства в Закарпатье, Галиции и Буковине дала просветительская деятельность подкарпатских интеллектуалов, эмигрировавших в начале XIX века в Россию, и там сблизившихся со славянофильским течением – Василия Кукольника, Ивана Орлая, Юрия Венелина, Михаила Балудянского. Их творческая активность способствовала знакомству западно-украинского населения с русской культурой и русским языком. Его сходство с карпатскими говорами настолько бросалось в глаза, что дало основания галицким русофилам провозгласить русский язык наиболее чистой и грамматически правильной формой местных диалектов, которые тоже назывались «русскими». С тех пор всё чаще и громче звучали призывы к единению со всем великорусским народом, а в западно-украинских областях, прежде всего, на Закарпатье, укреплялись позиции русского языка, и росло число сторонников русофильской идеологии. Узрев в этом угрозу собственной безопасности, карательный аппарат Австро-Венгрии обрушился на организации и комитеты прорусской направленности всей своей тяжестью.
 
В 1882 г. был инициирован судебный процесс Ольги Грабарь, в 1904 и 1913 гг. - первый и второй Марамаш-Сиготские процессы, с 1912 по 1914 гг. – Львовский процесс… И это только самые известные судебные разбирательства, а было ещё множество других тяжб и приговоров, в том числе смертных, так и не попавших в анналы истории.
 
Датой организационного разгрома западнорусского течения на Украине можно считать годы первой мировой войны. Именно тогда многие русофилы очутились в концентрационных лагерях и тюрьмах (Талергоф, Терезин, Берёза-Картузская), печатные органы русофильской направленности были закрыты, а их недвижимое имущество (библиотеки, клубы) переданы в распоряжение украинских националистических партий.
 
И хотя позже, в 1920-х, на Западной Украине наблюдался процесс возрождения карпато-русских организаций, полного идеологического охвата западно-украинского ареала им добиться не удалось. Некоторые последовательные русофилы (Феофан Сабов, Эдмунд Бачинский) подверглись репрессиям. При ощутимой государственной поддержке украинофильское движение приобрело размах и, как итог, к 1950-м гг. подавляющее большинство западно-украинского населения приняло украинскую идентификацию в её двух версиях – от узко националистической до советско-пролетарской. Последним ярким русофилом Западной Украины называют убитого бандеровцами в 1949 г. писателя Ярослава Галана.
 
В-третьих, одним из авторов основополагающих идей западнорусизма принято считать епископа Георгия Конисского (1717-1795), выходца из украинского казачьего рода, выпускника Киевской духовной академии, позднее - архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского.
 
В 1862 г. владыка Георгий в числе других исторических личностей был изображён на барельефе памятника 1000-летия России, возведённого в Новгороде. В 1993 г. Г. Конисский был причислен к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской православной церкви, что придаёт ещё большую значимость его идейным наработкам.
 
Западнорусизм представляет собой неотъемлемую часть исторического наследия Украины. Идеи западнорусизма отстаивали архиепископ Литовский и Виленский Иосиф Семашко, при котором состоялось массовое возвращение униатов в лоно Православия (православная общественность Белоруссии призывает причислить его к лику святых) и археолог Ксенофонт Говорский (оба - уроженцы Украины).
 
Константин Харлампович, западнорусист начала ХХ в., был членом Украинской Академии Наук. Ученик Михаила Кояловича, Антон Будилович, был связан родственными узами с семьёй Адольфа Добрянского, видного деятеля карпато-русского движения, поборника культурного и этнического единения австрийских русинов с русским народом.
 
Но, невзирая на столь значимый вклад в дело западнорусизма этнических малороссов, сам западнорусизм является для Украины малоизвестным идеологическим течением. Стремление официальных властей скроить, во что бы то ни стало, украинскую политическую нацию приводит к тому, что из истории Украины (Малороссии) выбрасываются огромные пласты, не вписывающиеся в рамки официальной идеологии.
 
Украинские историки вообще очень фривольно обращаются с видными историческими персоналиями, скопом записывая их в украинцев. Так в украинцы попал Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Пётр Могила, этнический молдаванин, о котором говорили, что он «самый русский из всех русских». Учебное заведение, долгое время им опекаемое и руководимое, Киево-Могилянская академия, сегодня превращено в рассадник националистической идеологии.
 
Официальным украинцем стал выходец из Пруссии Иннокентий Гизель, ревностный защитник Православия в Малороссии, сторонник общерусского единства, автор известного произведения «Синопсис Киевский», где читаем, что Киев – это«преславный верховный и всего народа российского главный град», а народ этот – «русский, российский или славено-российский» един. «Синопсис» Иннокентия Гизеля был настольной книгой русских историков Василия Татищева, Сергея Соловьёва, Николая Карамзина, Василия Ключевского. Но официальной украинской историографии, живущей по принципу «одним украинцем больше – одним русским меньше», эти факты не нужны.
 
Бессовестные искажения общерусской истории Малой и Белой Руси возведены в ранг официальной идеологии. Казалось бы, западнорусизм ушёл в небытие. Но актуальность западнорусской мысли для сегодняшнего дня в полной мере продемонстрировала состоявшаяся в Минске 18 апреля 2012 г. конференция «Западнорусизм: прошлое и настоящее», организованная белорусским проектом «Западная Русь», входящим в пятёрку самых посещаемых ресурсов Белоруссии.
 
Участники конференции пришли к выводу, что западнорусизм может служить противовесом националистической идеологии, как на Украине, так и в Белоруссии, способствуя миру и межнациональному спокойствию.
 
Концепция западнорусизма признает национальные особенности белорусов и украинцев, но призывает их не забывать о своих общерусских корнях, а также о том факте, что единственным языком, нас объединяющим, является русский. Остальные языки нас разъединяют, а пагубное абсолютизирование региональных отличий лишь способствует «окраинизации» Руси, т.е. сползанию в состояние перманентной раздробленности Удельной Руси XIII в., что выгодно кому угодно, но только не нам.
Примечательно, что инициаторами возрождения западнорусской мысли выступила белорусская общественность, протянув, тем самым, руку дружбы и Киеву, и Москве.

мНБШИ ЦНД!
Пробки на Яндекс.Картах
Конструктор сайтов - uCoz